В результате внутренней слабости крестоносных государств и начавшегося
в XII в сплочения мусульманских княжеств, крестоносцы стали терять одно
свое владение за другим. Менее чем через 50 лет после первого
крестового похода, в 1144 г., была потеряна взятая мосульским эмиром
Эдесса - одно из важнейших княжеств крестоносцев, защищавшее их
владения с северо-востока. Ответом на потерю Эдессы был второй
крестовый поход, который начался в 1147 г.
Во втором крестовом походе приняли участие коронованные лица -
французский король Людовик VII и германский император Конрад III.
Первым результатом проповеди второго крестового похода была новая волна
еврейских погромов на Рейне.
И в этом походе, кроме рыцарей, приняла участие масса крестьянства из
пораженных голодом местностей. Рыцари смотрели на них, как на обузу, от
которой лучше отделаться. Когда выяснилось, что сухопутная дорога через
Малую Азию слишком трудна и опасна, рыцари сели па корабли, оставив
крестьян на произвол судьбы. Почти все крестьяне погибли.
Результаты этой экспедиции, предпринятой с огромной затратой сил, были
очень плачевны. Своими грабежами крестоносцы восстановили против себя
Византию. Потеряв по дороге большую часть своих ополчений, король и
император тщетно пытались взять Дамаск. Бароны Иерусалимского
королевства, для которых выгоднее было жить в мире с Дамаском, не
только не помогали им, но всячески расстраивали их планы. Не добившись
ничего, Людовик VII и Конрад III бесславно вернулись в ЕвропуК этому
времени произошли очень крупные перемены на Востоке, чрезвычайно
неблагоприятные для крестоносцев, занятых своими внутренними раздорами.
Успехи крестоносцев объяснялись в значительной степени тем, что они
имели дело с разрозненными силами отдельных мусульманских государей. Но
во второй половине XII в. на Востоке произошло объединение Египта,
части Сирии и части Месопотамии в одно государство. Во главе этого
государства, центром которого был Египет, стал султан Саладин
(правильнее - Салах-ад-Дин), курд по происхождению.
Теперь крестоносцам пришлось иметь дело не с разобщенными силами
отдельных турецких эмиров, а с большим государством Саладина который
поставил себе целью вытеснить крестоносцев из Сирии и Палестины.
В 1187 г. Саладин нанес крестоносцам страшное поражение при
Тивериадском озере. Главные силы крестоносцев были истреблены. После
этого мусульмане в течение нескольких недель взяли Акру, Яффу, Сидон,
Бейрут, Аскалон и Иерусалим, главную опору крестоносцев на Востоке. На
условии выкупа населению Иерусалима было разрешено уйти, но без лошадей
и без оружия. В результате почти все покинувшие город погибли от
голода. Кто несмог выкупиться, был продан в рабствоПотеря Иерусалима
дала толчок к третьему крестовому походу (начался он в 1189 г.), в
котором участвовали три государя. Во главе этого крестового похода
стояли: германский император Фридрих I Барбаросса, французский король
Филипп II Август, один из основателей сильной монархии во Франции, и
английский король Ричард Львиное Сердце, который считался воплощением
всех рыцарских доблестей, храбрейшим и сильнейшим из всех европейских
рыцарей, но в сущности был жестоким и необузданным насильником. По пути
в Палестину он из-за ничтожного повода разгромил город Мессину. В Сирии
он приказал перебить пленных, за которых не был вовремя внесен выкуп.
Третий крестовый поход не дал крупных результатов. Крестоносцам
пришлось воевать не только с Саладином, но и с Византией. Фридрих
Барбаросса, перейдя Малую Азию, утонул в одной из горных речек, и
немецкое ополчение, не пожелавшее двигаться дальше, частью вернулось на
родину, частью погибло в Сирии от эпидемии. Только незначительные
остатки немецкой армии присоединились к французам и англичанам. Филипп
II Август и Ричард Львиное Сердце непрерывно ссорились между собой.
Были достигнуты некоторые военные успехи, как взятие города Акры
(Аккона), который сделался теперь столицей прежнего Иерусалимского
королевства. Вскоре после этого Филипп II вернулся во Францию. Ричард
еще некоторое время продолжал воевать. Он добился у Саладина кое-каких
незначительных уступок. За крестоносцами осталась узкая полоса
побережья и объединившееся теперь с Триполи княжество Антиохия.
Богомольцам и купцам Запада разрешено было посещать Иерусалим. Ричард
Львиное Сердце захватил у византийцев остров Кипр. Здесь образовалось
Кипрское королевство, просуществовавшее около 250 лет. Четвертый
крестовый поход интересен тем, что здесь особенно ярко обнаружились
истинные цели Крестоносцев, нисколько не замаскированные какими бы то
ни было религиозными лозунгами.
Уже с самого начала своего понтификата (1198 - 1216 гг.) зна-менитый
папа Иннокентий III начал пропаганду крестового похода с целью
возвысить значение церкви и укрепить влияние папства. Проповедники были
разосланы но разным странам Европы, производились сборы, вызывавшие
местами недовольство населения.
Крестовый поход был начат итальянскими и французскими рыцарями,
собиравшимися нанести удар главной державе Востока - Египту, владевшему
Иерусалимом. Не имея ни денег, ни флота, чтобы переправиться в Египет,
они обратились за помощью к богатой Венеции. Венецианский дож Энрико
Дандоло решил, по словам Маркса, "сделать из крестоносной глупости
торговую операцию"1. Энрико Дандоло представляет самую яркую и
колоритную фигуру в венецианской истории. Несмотря на свои 90 лет, это
был человек неукротимой энергии и решительности. Почти слепой, он,
однако, по словам современников, видел все насквозь. В дипломатических
тонкостях и ухищрениях он не знал себе равных. Дандоло принял
предложение крестоносцев, но потребовал от них за услуги венецианцев
огромную сумму в 85 тыс. марок серебра. Крестоносцы согласились на эти
условия; однако, когда их ополчение собралось в Венеции, то оказалось,
что они не могут собрать условленную сумму. Тогда Дандоло, желавший
помешать, походу на Египет, с которым у венецианцев были оживленные
торговые сношения, потребовал от крестоносцев в виде компенсации помочь
Венеции завоевать город Зару на далматинском берегу. Когда же это было
сделано, несмотря на запрещение папы, Дандоло предложил крестоносцам
новое предприятие, окончательно отклонившее их от первоначальных
замыслов. В 1195 г. в Константинополе был свергнут император Исаак II
Ангел. Сын свергнутого императора царевич Алексей Ангел бежал на Запад
и старался найти там помощь. Он обратился к крестоносцам, обещая им
богатое вознаграждение за возвращение византийского престола его отцу.
По наущению Дандоло, которому хотелось таким образом сокрушить главного
торгового соперника Венеции, крестоносцы двинулись на Константинополь.
Прибыв в Константинополь, крестоносцы и венецианцы восстановили на
престоле Исаака Ангела. Но население отказалось платить им обещанные
Алексеем суммы и восстало. Тогда крестоносцы взяли Константинополь
штурмом (1204 г.). Падение Константинополя сопровождалось страшным
разгромом города. По словам участника четвертого похода и его историка
Виллардуэна, "такого богатого грабежа никогда еще не было". Целые
кварталы были сожжены крестоносцами, мало дорожившими памятниками
античного и византийского искусства. Бронзовые статуи крестоносцы
использовали для чеканки монет. Новгородская летопись со слов очевидца
дает описание погрома, учиненного западными рыцарями в Константинополе,
и сурово осуждает их за то, что они "возлюбили злато и серебро". За
падением столицы последовал захват большей части владений Византийской
империи. Крестоносцы совершенно оставили план похода па Египет и
основали свое государство на Балканском полуострове. В отличие от
греческой, Византийской, империи это новое государство было названо
Латинской империей.
Императором был избран один из вождей похода, Балдуин Фландрский,
который, впрочем, не пользовался почти никакой властью. На Балканском
полуострове образовалось четыре важнейших "латинских" государства:
Латинская империя - со столицей в Константинополе, Фессалоникийское
королевство, Ахейское княжество (в Пелопоннесе) и Афинско-Фиванское
герцогство. Каждое из них в свою очередь распадалось на ряд графств и
сеньерий. Много территориальных приобретений, весьма существенных для
ее торгового могущества, сделала Венеция. Еще до штурма Константинополя
был заключен "новый договор венецианцев с крестоносными болванами,
которых немилосердно надули, и которые вместе со своими неотесанными
князьями были всего лишь орудием в руках этих торгашей"1. Дандоло
удалось добиться для Венеции права на три восьмых Византийской империи;
она получила часть Константинополя, ряд островов - Ионические, часть
Кикладских и Спорадских, - а также юго-западную часть Пелопоннеса,
Галлиполи и некоторые земли в Албании. Вскоре венецианцы приобрели
также Крит.
Владычество крестоносцев крайне обострило классовую борьбу в прежних
владениях Византии. Местное население, в основном крепостное, страдало
от угнетения крестоносцев еще больше, чем от византийских господ.
Латинские рыцари беззастенчиво грабили и богатых и бедных, от них не
отставали и греческие феодалы, удержавшиеся в западной части
полуострова. Крестоносцам пришлось вести постоянную борьбу с соседями -
вторым Болгарским царством, возникшим во второй половине XII в., и с
образовавшимися в Малой Азии двумя греческими государствами - Никейской
и Трапезундской "империями".
Наконец, при помощи генуэзцев, главных торговых соперников Венеции,
оказавших грекам помощь деньгами и флотом, никей-ский император Михаил
Палеолог овладел Константинополем (1261 г.), и Византийская империя
была восстановлена. За латинскими рыцарями остались только некоторые
владения в средней и южной Греции. Престол в Константинополе заняла
династия Палеологов. Но от тех ударов, которые ей нанес четвертый
крестовый поход, Византийская империя уже никогда больше оправиться не
могла. Восстановленная Византийская империя представляла собой только
тень прошлого могущества и богатстваПоследующие крестовые походы почти
ничего не изменили в сложившемся положении. С XIII в. пропаганда
крестовых походов не встречала уже такого отклика, какой она имела
раньше. К первому и ко второму крестовым походам присоединилось очень
много крестьян из голодающих районов. Широкое народное движение вызвал
еще четвертый поход, к которому примкнуло немало крестьянской бедноты.
Но последние крестовые походы уже не носили характера стихийного
движения. Население, которое раньше массами устремлялось на Восток
стало недоверчиво относиться к проповеди новых походов. Рыцари уже не
надеялись на сколько-нибудь прочные захваты на Востоке. Крестьяне не
видели в походах ничего, кроме неизбежной гибели.
Только на фоне страшных народных бедствий понятны так называемые
детские крестовые походы. Распространилась нелепая идея, что только
безгрешные дети сумеют чудом совершить то, что не удалось взрослым
грешникам. В 1212 г. во Франции появился мальчик-пастух Стефан,
объявивший себя посланцем бога, призванным освободить Иерусалим, и
начавший проповедовать крестовый поход среди детей. На его призыв
откликнулись толпы детей. Успеху этой проповеди, вероятно,
содействовала массовая детская беспризорность, вызванная в некоторых
местностях Франции войнами начала XIII в, К детям присоединилось немало
взрослых, особенно из опустошенных войнами районов. Около 30 тыс, детей
и взрослых, почти без всякого вооружения, отправились в поход в надежде
на сверхъестественную помощь. Несмотря па запрещение короля,
понимавшего всю бессмысленность этой затеи, они двинулись на юг к
Марселю. В Марселе судовладельцы взялись довезти их до Палестины. Часть
кораблей была разбита бурей во время переезда, а остальных участников
похода судовладельцы привезли в Египет и там продали в рабство.
Такую же пропаганду вел одновременно в Германии мальчик Николай,
которому не было еще и 10 лет и которым руководил его отец, торговец
рабами. За Николаем последовало около 20 тыс, детей. Эти дети добрались
до южной Италии, где местные власти остановили дальнейший поход и
заставили детей вернуться на родину. Большинство их погибло на обратном
пути.
В сущности четвертым крестовым походом заканчивается большое
военно-колонизационное движение на Восток. Чем объяснить остановку и
конечную неудачу всего этого движения, всколыхнувшего огромные массы и
стоившего Западной Европе неисчислимых жертв? Конечно, большую роль
сыграло здесь политическое объединение Востока под властью египетских
султанов и усиление отпора крестоносцам.
Но все же главной причиной были экономические и политические перемены в
жизни Западной Европы. К XIII в. всюду в Европе наблюдается
значительный рост производительных сил. Улучшилась техника сельского
хозяйства, от двухполья начали переходить к трехполью, стало
применяться удобрение навозом и мергелем, усиленно расчищались леса под
пашню, обращалась под обработку часть пустошей. Феодалы начали думать о
том, как извлечь из земли больше дохода путем усовершенствования
приемов хозяйства и усиленной эксплуатации труда. Крестьянство частично
начало переходить на ренту деньгами, что представляло уже шаг к
разложению феодальной ренты. Денежная рента открывала - по крайней мере
для некоторой части крестьянства - возможность повышения
производительности своего хозяйства и известного накопления. Голодовки,
представлявшие ужасающее бедствие еще в XII в., значительно сократились
в XIII в. Часть угнетаемого феодалами крестьянства бежала в растущие
города.
Разделение труда между городом и деревней и рост городского ремесла
представляли важнейший момент в развитии производительных сил. Таким
образом, Европа была в состоянии прокормить более многочисленное
население, и влияние стихийных катастроф значительно смягчилось
Конечно, угнетение крестьян не кончилось. Но крестьянин уже не бежал от
него за море, в "обетованную землю",- он готовился к кровавой борьбе за
свою землю, за свой труд. Приближение этой борьбы чувствуется уже во
время крестовых походов.
Одновременно с этим произошел ряд важнейших перемен в политическом
строе Европы. Укрепилась королевская власть, подавлялась феодальная
вольница, сокращались феодальные усобицы, разорявшие крестьян. Феодалы
сделались более оседлыми. Для голодного рыцарства открывалась
возможность колонизации новых областей, прежде всего Прибалтики.
Иннокентий III проповедовал крестовые походы против прибалтийских
язычников. Обедневшие рыцари находили себе и другое применение-службу в
наемных войсках королей.
Наконец, венецианцы, генуэзцы, провансальские и каталонские купцы
заключали выгодные договоры с мусульманскими государями и не нуждались
больше в помощи крестоносцев.
Словом, у всех общественных классов, принимавших участие в первых
крестовых походах, к рассматриваемому времени ослабел интерес к этим
рискованным заморским предприятиям. Жертвы, которых требовало удержание
этих колоний, не оправдывались приносимыми ими выгодамиМы лишь в самых
беглых чертах коснемся последних крестовых походов.
Пятый крестовый поход (1217 г.) сначала был направлен в Сирию, но потом
обратился против Египта, султан которого владел и Палестиной.
Крестоносцам удалось после продолжительной осады взять важный торговый
город Дамиетту. Но внутренние раздоры и неумелое командование привели
затем к военным неудачам, заставившим крестоносцев очистить Египет
(1221 г.).
В 1229 г. начался шестой крестовый поход. Папа Григорий IX запретил
его, так как во главе его стоял император Фридрих II, ведший борьбу с
папством и отлученный от церкви. Действуя больше дипломатическим путем,
чем оружием, используя борьбу между дамасским эмиром и египетским
султаном за Сирию, Фридрих II добился от египетского султана уступки
Иерусалима и ряда других пунктов в Палестине. Правда, за это он обещал
не оказывать никакой помощи сирийским христианам против Египта. Но
после отъезда Фридриха среди крестоносцев начались бесконечные раздоры
и войны, приведшие к тому, что в 1244 г. мусульмане снова завладели
Иерусалимом, и на этот раз окончательно.
Седьмой крестовый поход (1248-1254 гг.), во главе которого стоял
французский король Людовик IX, был направлен против Египта. После
некоторых частичных успехов он закончился воен ной катастрофой, в
результате которой попал в плен сам король, И в этот поход двинулась
народная масса, но она обрушилась не на "неверных", а на своих
классовых врагов - на феодалов и на церковь. В 1251 г. Людовик IX
обратился во Францию с призывом о помощи. Феодалы не откликнулись на
этот призыв, но он нашел отклик в угнетенных народных массах, среди
которых появился народный проповедник, некий старец Яков из Венгрии. Он
проповедовал, что Иерусалим должны спасти не тщеславные рыцари, а
презираемая всеми беднота. Он резко выступал против католических
священников и монахов. Огромные массы крестьян двинулись с севера
Франции на юг, через Амьен, Орлеан, Бурж. По дороге они громили
богачей, попов и монахов. К ним всюду присоединялся парод. Участники
похода шли несколькими отрядами, разбредались по сторонам, так что
растерявшиеся было феодалы и правительство скоро затем разгромили их.
Часть их разбежалась, часть была перебита или взята в плен и потом
казнена.
Тот же Людовик IX возглавлял восьмой и последний крестовый поход (1270
г.), идти в который было так мало охотников, что королю приходилось
нанимать рыцарей за деньги. Крестоносцы направились сначала против
тунисского султана. В Тунисе среди них открылась чума, унесшая часть
крестоносцев, в том числе и самого Людовика IX, а оставшиеся в живых
вернулись обратно.
Папы призывали христианских государей к новым крестовым походам,
производили сборы. Некоторые государи приняли крест, но ни один поход
больше не состоялся. Не получая помощи с Запада, крестоносные колонии в
Сирии не могли удержаться своими силами. Египетские султаны захватывали
у них город за городом. В 1268 г. была взята Антиохия, в 1289 г. -
Триполи, в 1291 г. - последняя опора крестоносцев на Востоке - Акра.
Крестоносцы закрепились только в Кипрском королевстве. Главный порт
Кипра Фамагуста был одно время важнейшим торговым пунктом восточной
части Средиземного моря. Король Кипра носил титул короля
Иерусалимского. На Кипре применялись "Иерусалимские ассизы". В XV в.
остров был присоединен к владениям Венеции.освобожденный потом за
огромныйЕсли считать непосредственной целью крестовых походов
приобретение новых территорий на Востоке, то они окончились неудачей,
но тем не менее результаты их для Европы были весьма значительны.
Прежде всего надо отметить, что крестовые походы положили конец
торговому господству византийцев и арабов в восточной части
Средиземного моря. Венецианцы и генуэзцы, несмотря на вытеснение
крестоносцев из Сирия и Палестины, остались господами средиземноморской
торговли. Генуя обосновалась в византийских владениях, создала ряд
торговых фактории на берегах Черного моря. Венеция завязала тес-ные
отношения с Египтом.
Крестовые походы ознакомили Западную Европу с техникой и культурой
Востока; но не всегда возможно определить, каким путем восточные
влияния передавались на Запад. Крестовые походы были не единственным
путем общения с Востоком. Арабы передали многое Западу через свои
владения в Сицилии и особенно через Кордовский халифат. Византийская
империя была посредницей не только в торговле, но и в передаче
достижений культуры и техники. Торговые сношения с Востоком и помимо
крестовых походов позволяли европейцам заимствовать многое у восточных
народов. Поэтому много сомнений возникает при определении того, чем
именно Европа обязана крестоносному движению. Во всяком случае в это
время обогащается сельскохозяйственная культура. В Европе насаждаются
новые культуры - гречиха, рис, кунжут, абрикосы, кукуруза, арбузы,
лимон, фисташки. Распространяется употребление сахара, добываемого из
сахарного тростника. Полагают, что из Сирии были заимствованы ветряные
мельницы.
Вероятно, немалое влияние оказала восточная техника на текстильную
промышленность и на обработку металлов. Ряд тканей, которые начали
изготовляться на Западе, носит восточные названия (дамаск, муслин и т.
д.). Текстильная промышленность Запада во многом зависела от ввозимых с
Востока товаров. Оттуда шел шелк, хлопок, ряд красящих веществ, квасцы,
употреблявшиеся для закрепления красок. выкуп.
Категория: Мои статьи | Добавил: Garret (18.05.2009)
| Автор: Тангар
Просмотров: 979
| Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]